Родительская планета

Жизнь с аутизмом: ликбез, который никогда не лишний
В каких семьях вырастают читающие дети

 Правила проведения артикуляционной гимнастики

1 Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
·       в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
·       в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ребёнка;
·       с родителями дома.
2.               Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3.               Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4.               Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5.               Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отобранных с логопедом упражнений.

6.               Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7.               Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.
Артикуляционные упражнения для постановки звуков

Упражнение для челюстей
1.     «Птенчики» (Широко открыть рот и подержать его открытым 10-15 секунд.)
2.    «Жуём яблоко» (Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами)
3.    «Вкусная конфетка» (Жевательные движения в быстром темпе с сомкнутыми зубами)
4.    «Зубки замёрзли» (Лёгкое постукивание  зубами - губы разомкнуты)

Упражнения для губ

1.    « Улыбка»  (Растягивание сомкнутых губ) Удерживать до 10
2.     « Заборчик»  (Растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние и нижние резцы.) Удерживать до 10
3.    «Хоботок» (Вытягивание губ вперёд) Удерживать до 10
4.    «Бублик» (Округление губ) Удерживать до 10
5.    « Улыбка»  - «Хоботок»
6.    « Заборчик»- «Бублик»
7.     «Кролики» (Поднимаем верхнюю губу)

Упражнения для языка
(Выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти)

1.     «Язычок спит в домике» (Рот широко открыт, язык лежит внизу. Удерживать до 10)
2.    «Язычок запрыгал вверх-вниз»  (Рот широко открыт, язык поднимается за верхние зубы, опускается за нижние зубы.)
3.    « Укольчики» (Рот широко открыт, язык  упирается в правую щёку, затем - в левую)
4.    «Язычок выбежал на улицу и спрятался» (Рот широко открыт, язык лежит внизу.)
5.    «Язычок загорает на крылечке» («Лопатка») (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, подержать 10-15 секунд)
6.    «Наказать непослушный язычок» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, пошлёпать по языку губами и произносить «пя-пя-пя»)
7.    «Качели» (Рот широко открыт, широкий, распластанный язык делает движение вверх к носику, вниз- к подбородку)
8.    «Вкусное варенье» (Рот широко открыт, круговые движения языком  вправо по верхней губе, затем – по нижней губе.
   То же - в левую сторону.)
9.    «Ковшик» ( Рот широко открыт, широкий, распластанный язык лежит на нижней губе, затем поднимаем его кверху к верхней губе, подержать 10-15 секунд)
10.                      «Лакаем молоко» (Рот широко открыт, широкий язык облизывает верхнюю губу)
11.                      «Почистить нижние зубки, верхние зубки» (Рот широко открыт, широкий язык двигается по внутренней стороне нижних зубов снизу-вверх, верхних зубов- сверху вниз)
12.                      «Маляр» (Рот широко открыт, широкий язык гладит верхнее нёбо.)
13.                      «Лошадки» (Рот широко открыт, широкий язык щёлкает по верхнему нёбу)
14.                      «Грибок» (Рот широко открыт. Широкий, плоский язык  присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам)
15.                      «Автомат» (Зубы заборчиком, кончик языка ударяет в сомкнутые зубы со звуком «д-д-д» )
16.                      «Пулемёт» (Зубы заборчиком, кончик языка ударяет в сомкнутые зубы со звуком «т-т-т» )
17.                      «Барабанщики» (Рот широко открыт, широкий язык ударяет по верхнему нёбу со звуком «д-д-д-д» в быстром темпе)
18.                «Заводим моторчик» Рот открыт, широкий язык щёлкает по верхнему нёбу  «дрррр –дррр – дррр»,  постепенно убыстряя темп)
19.                      «Летаем на самолёте»( «дррррррррррр»)  

Как развивается речь ребёнка от 4-5 лет
На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов,устанавливать простейшие связи иточно отражать их в речи. Речь его становиться разнообразнее и богаче по содержанию.
Возастает устоичивость внимания к речи окружающих,он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становиться ребёнок, тем больше внимания на его речевое развитие оказывабт семейное и общественное воспитание .
Увеличение активного словаря(от 2500до - 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качест предметов, отражения временных и пространственных отношений. При определении цвета, ребёнок, кроме основных цветов, называет дополнительные- голубой, тёмный, оранжевый.В речи ребёнка начинают появляться и притяжательные прилагательныё - лисий хвост,заячья избушка,бабушкины очки и т.д.
Всё шире использует ребёнок наречия, личные местоимения,сложные предлоги(из-под, около); появляются собирательные существительные(посуда,одежда,мебель,овощи,фрукты).Свои высказывания ребёнок строит из 2-3 и более простых предложений, чаще используются сложные предложения.
Рост словаря,употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки:Неправильно употребляют глаголы("хочут" вместо "хотят"),не согласуют слова в предложении("чайник горячая"),допускают нарушения в структуре предложения ("Петя купить шар красный")
У детей этого возраста увеличивается интереск звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослых, ребёнок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно паодбирает пары слов (Маша- каша, Миша-Гриша и т.д.)
У детей 4-5 лет велико тяготение к рифме . Играя со словами ,некоторые рифмуют их, создавая, собственные небольшие 2-4 стишья..Такое стремление закономерно,оно вызывает у ребёнка внимание к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.
На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата даёт ребёнку возможность осуществлять более точные движения языком,губами, что необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Большинство детей усваивают и правильно произносят шипящие звуки,звуки Л,Р,РЬ, отчётливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют в словах ударение, соблюдабт нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей ещё неустойчивое произношение определённых групп звуков.Например: свистящие и шипящие - в одних словах зву произносится правильно, в других - неверно, неотчётливо( зуб - позарник, жуб). Часто у детей наблюдается ещё неотчётливое произношение отдельных слов , особенно многосложных и малознакомых.. У родителей в этот момент есть возможность обьяснить ребён ку значение этих слов, несколько раз в медленном темпе, по слогам произнести эти трудные слова.

Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщенны свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками Р, Л ( старушка, лаборатория, балерина,милиционер и т.д.)Это объясняется тем, что у детей не закреплены в речи некоторые звуки или они нечётко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Родители могут помочь своему ребёнку исправить эти недостатки, используя литературу для устранения недостатков звукопроизношения в речи детей.
На пятом году жизни ребёнок сособен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.Достаточно развитый речевой слух ребёнка даёт ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать разницу в темпе речи, улавливать различные средства выразительности.Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать голос, выделять в фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоции к произносимому.
Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, нои следить за громкостью речи окружающих. Они способны способны менять громкость голоса с учётом содержания высказывания.Таким образом, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности,более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.
К концу пятого года многие дети овлаждевают произношением всех звуков родного языка,однако некоторые всё ещё неправильно произносят шипящие(Ш,Ж,Щ ), звук Р. У ряда детей отмечается искажённое произношение звуков С,З. Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжёлых случаях оказывает учитель- логопед.
Чем могут помочь своему ребёнку родители в это время?
Родитель может помочь ребёнку в уточнении и закреплении правильного произношени звуков: выработку чёткого произношения слов взрослый осуществляет ,предлагая своему ребёнку отчётливо назвать игрушки, картинки в детских книжках. Постоянное, ежедневное заучивание новых чистоговорок, загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных нужными звуками, способствует улучшению звукопроизношения детей. В тех случаях, когда это не помогает в течение месяца, то необходимо обратиться за помощью к учителю - логопеду
В этот момент родители решают стратегическую задачу: будет ли ребёнок потом успешено учиться в школе или нет? Если родители приложат усилия, обратятся за помощью к специалистам, то решится эта задача успешно и в нужном для ребёнка темпе. А если нет- то результат может быть отрицательным.
Выбор за вами!

Правильно ли говорит ваш ребёнок в 3-4 года?
Все мы хотим для своего ребёнка только хорошего. Однако,нам, родителям,частенько не хватает силы воли, терпения и ,даже, знаний, чтобы помочь ребёнку быть счастливым. Для ребёнка счастье, как  написал в сочинении один из героев фильма "Доживём до понедельника", - это когда тебя понимают. Понимают все: мама, папа, дедушка, бабушка, воспитатели и друзья в  любимом детском саду. Близкие ребёнка понимают его потребности и без слов, частенько предугадывая  желания ребёнка до того, как он попытается  произнести это в слух. Дети очень точно усваивают условия игры со взрослыми: зачем пытаться произносить трудные звуки и слова, если тебя и так понимают. Но ребёнок ведь будет расти, встречая на своём пути  разных людей, которые не всегда  будут   отгадывать его желания и потребности . Так возникают сначала маленькие трудности в общении 3-4 летнего ребёнка, которые перерастаю  потом в большие проблемы  взрослой жизни.
Мне хотелось бы поговорить с вами о том, что должны  уметь  говорить дети  к 3-4 годам жизни
Итак, по мнению разных учёных , к 3 годам жизни произношение многих звуков речи у детей ёще недостаточно сформировано.Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков [Р, Л, Ш,С,Ж ,З,Ч, ТЬ, Ы, Х, К.],например: слово шуба произноситься как"сюба,тюба", санки-"сяньки, тяньки", жук- "зюк,дюк",чай-"тяй",дай- "дяй".В этом возрасте  дети правильно и чётко произносят гласные звуки [А,О,У,И;] согласные[ М,П,Б,Т,Д,Н,В,Ф,К,Г]; йотированные звуки [Й,Я,Ю,Е,Ё;] усваивают мягкие согласные [СЬ,ЗЬ]. Звук Ц в речи многих детей ещё отсутствует и заменяется звуком [ТЬ или СЬ]. Малыши третьего года жизни начинают  правильно произносить звук [ЛЬ], заменяя им недостающие звуки. Например: слово ЛУК произносят как [ЛЮК], РЕПА- [ЛЕПА], РАДИО-[ЛЯДИО],Многие детки заменяют всю эту группу звуком [Й]. Например: ЛУК- [ЙУК], РЕКА-[ЙЕКА],БОЛЬНО-[БОЙНО]. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей ещё недостаточно  чёткая и внятная.
В произношении многосложных слов дети испытывают затруднения: переставляют слоги КОРОВА-КОВОРА,заменяют или упускают звуки,слоги ПИНГВИН - ХПИГИН, ПИВИН].
 Ребята этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом: не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и ,наоборот, говорить тихо, когда это требуется.
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком активного и пассивного словаря русского языка. 
Уважаемые родители, благодаря вашей помощи,словарный запас ребёнка к концу года увеличивается в 3-4 раза!!!
Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды , одежды и т.д., то есть то, что находиться в его ближайшем окружении.Откуда он это всё усваивает?  Конечно, от вас, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры! Ваши разговоры между собой, просмотры любых  телепередач, чтение детских книг, прогулки по улице, посещение цирка, музея, театра - всё способствует речевому развитию вашего малыша. Учтите , что ребёнок в этом возрасте не понимает различий между "хорошими" и  "плохими" словами, поэтому запоминает практически всё. Задумайтесь об этом, когда хочется кого-то оскорбить, обидеть, обозвать!
На третьем году жизни ребёнок начинает пользоваться глаголами. Но всё же в словарном запасе малыша преобладают существительные(60%), затем глаголы(25-27%) и меньше всего(10-12%) прилагательные.
Дети3-4 лет начинает широко использовать местоимения, предлоги (НА,В, реже ЗА,ИЗ). При помощи прилагательных малыш обозначает не только размеры предметов, но и ,всё чаще, называет их цвет, свойства, качества(красный,зелёный,плохой,хороший,чистый, горячий,сладкий и т.д.),форму (круглый ,квадратный). Однако в начале года ребёнок ещё часто путает окончания прилагательных,существительных.Таким образом высказываниях детей встречаются  почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий